Разделы

Журнал 'Автограф'

Нужен ли юмор православному человеку?

Дата добавления: 2010-02-21

«...Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися».

Наверное, название этой статьи может кого-то смутить. Нелогично как-то получается. Мы, православные, в глубине души себя глупыми никогда не считаем. Вера у нас истинная, мудрая, значит и сами мы… умные. А раз умные, то и чувство юмора у нас есть. Однако, глядя иной раз в мрачные, насупленные лица наших братьев и сестер во время службы и после, в голове начинает звучать как приговор:

«Горе вам, смеющиеся ныне…»
«Господь никогда не улыбался!»

С трудом могу себе представить, что не улыбался Иисус Христос, который даровал нам вечно юную, по своей сути, жизнеутверждающую веру, пронизанную пасхальной радостью. Стоит ли воспринимать все буквально? И стоит ли ТАК верить, не давая себе дышать, думать и чувствовать? Получается, что за две тысячи лет недалеко мы с вами ушли от озлобленных современников Спасителя, готовых закидать камнями любого за малейшее отступление от предписанных правил. Большой силой духа и в то же время удивительным, добрым чувством юмора обладали многие христианские святые. Уж они-то получше нас с вами разбирались в борьбе со страстями.

Приведем пример. Приехала к отцу Амвросию Оптинскому (1812-1891) одна духовная дочь, молодая женщина, в платье, щегольски обшитом стеклярусом, нити которого так и дрожали, ударяясь одна о другую. Батюшка улыбнулся, глядя на нее, и промолвил: «Ишь какая стала, какие игрушечки на себя навесила». «Мода, батюшка», – ответила та. – «Эх, на полгода ваша мода».

Старец Амвросий рассказывал, как иногда обстоятельства могут смирить человека: «Раз кто-то устроил у себя обед и разослал своих слуг приглашать гостей. Один из приглашенных и спрашивает присланного к нему неаккуратного слугу: «Неужели у твоего господина получше тебя никого не нашлось послать ко мне?» На это посланный отвечал: «Хороших-то по хорошим разослали, а меня послали к вашей милости».

Наставляя, что Бог прежде всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, старец Амвросий вспоминал: «Пришел как-то к нашему игумену один больной ногами и говорит: «Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает». А игумен и отвечает ему: «Да уж в Писании сказано «сыне, даждь ми сердце, а не ноги».

Знаменитому митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) понадобился садовник; об этой своей нужде митрополит Филарет уведомил наместника Троице-Сергиевой лавры. Последний вообразил, что митрополит хочет обездолить лавру и требует для себя опытного лаврского садовника, и, по-видимому, обеспокоился этим. Чтобы успокоить его, митрополит Филарет писал: «Садовника Вашего я не требую и для моего сада вашего расстраивать не хочу. Не худо бы, если бы кто из незнающих поохотился: я нашел бы здесь средства поучить. У меня же заведение простое и хождение нетрудное. Бывало, я иду по саду, – повествует московский Владыка, – а крестьянин, работающий у меня в саду, лежит и читает; я смотрю и радуюсь, что у меня ученый садовник». Само собой разумеется, что на такого хозяина угодить было нетрудно! А вот несколько примеров того, каким хорошим чувством юмора обладали святые отцы, подвизавшиеся в IV-V веках.

***

Один старец сказал как-то мирскому человеку:
– Ближайшие пять лет у тебя будет очень тяжелая жизнь.
– А потом?
– А потом привыкнешь.

***

В Келиотской пустыне жили два монаха. Один был весьма трудолюбив, другой же предпочитал праздность. Как-то первый сказал второму:
– Работа, брат, составляет усладу жизни.
– Но сладость не всем по вкусу, – отвечал тот.

***

Великий Антоний так говорил о смирении: «Принижая себя на десять сантиметров, возвышаешься на сотню».

***

Авва Илларион как-то сказал: «Быть грустным – это значит, все время думать о самом себе».

***

– Правда ли, – спросили однажды одного старца, – что авва Серапион не хочет больше жить с тобой в одной келье?
– Правда, – отвечал тот, – и я очень этому рад. Захотели бы вы жить вместе с монахом, который все время болтает и жалуется?
– Конечно, нет!
– Вот и авва Серапион не захотел.

***

Авва Филимон сказал: «Те философы, которые верят в абсолютную логику, никогда не пробовали спорить с женщиной».

***

Авва Филимон обнаружил однажды, глядя на весело играющих на деревенской площади мальчишек, что весьма недалеко еще продвинулся по пути совершенства. Он спросил их:
– Во что вы играете?
– Мы играем, кто больше всех соврет.
– Ох, – сказал старец, – в мое время не играли в такие игры.
– Молодец, отче, ты выиграл! – закричали хором ребята.

***

И в довершение темы несколько забав ных случаев, взятых из церковной жизни. Служит батюшка, такой старой закалки. Подходит к нему на исповедь женщина средних лет, и во всеуслышание начинает говорить, что грехов-то у нее нет. Батюшка слушал, слушал и говорит: «Иди отсюда, дочь моя, я святых не исповедую». А потом, обратившись к пастве, выдает «перл»: «Святых прошу на исповедь не подходить!»

***

Приходит на беседу к духовнику девушка (длинная до пят юбка, скромная блуза и платок). Обращается, опустив очи долу, к батюшке:
– Батюшкa! Выскажите свою оценку по поводу последней монографии протоиерея Иоанна Мейендорфа, посвященной варлаамистско-паламистской полемике и написанной в эпоху окормления им русской диаспоры в Париже.
Батюшка:
– Замуж!!! Срочно замуж!!!

Примечание: авва – духовный наставник, отец в древнем монашестве.

Сергей ЯКОВЕНКО.
Напечатано в газете "Ключъ" № 44 за 2010 год.