Разделы

Журнал 'Автограф'


С Сергеем Яковенко беседует корреспондент фрязинской городской газеты «Ключъ» Оксана Опритова.

- Сергей, ты довольно разносторонний человек, освоил несколько специальностей – работал корреспондентом в газете, телеоператором, инженером видеомонтажа, нес различные церковные послушания...

– Я нашел свою пристань в бухте под названием «Журналистика», потому что давно ей занимаюсь. На мой взгляд, сейчас журналист должен обладать всесторонними техническими знаниями, то есть уметь снимать видео, монтировать видеоряд, уметь заверстать газету, сделать сайт. Я придерживаюсь такого мнения, что он должен быть технически подкован, чтобы свободно выражать свои творческие идеи.

– А сейчас ты снимаешь фильмы о православной жизни и, как я понимаю, являешься режиссером, журналистом, оператором и монтажером в одном лице. Это довольно сложная работа, поделись, как тебе удается ее выполнять, и расскажи, чего удалось достичь за последнее время?

– Мне не удалось бы выполнять такую огромную работу, перерабатывать такую массу информации, если бы я не был церковным человеком. Основная моя поддержка – это регулярное Причащение Святых Тайн, участие в церковной жизни, которое человека делает крепче, поддерживает его духовные силы.

С первых своих шагов в съемке фильма я старался организовывать рабочий процесс. Все раскладывать по полочкам. Не так давно на помощь мне пришла компьютерная программа Mind Manager Pro, иначе майнд-мэппинг. Это так называемые мозговые карты, которые повсеместно используется в бизнесе. При помощи этой компьютерной программы можно сложную проблему разбить на более мелкие составляющие, проблема гораздо быстрее решается за счет наглядности. Я эту программу обязательно буду применять для решения творческих задач (съемки фильмов, верстки сайтов). Организация – да, ну и плюс ко всему мне это интересно.

Как важна заинтересованность! В 2002 году у меня появился свой компьютер. Вспоминаю, как вставал в 4-5 утра и утренние часы пролетали незаметно за изучением видеомонтажа. Тема для фильмов определилась сама собой – православие. Православная журналистика, кстати, находится сейчас в стадии развития. Христианство официально «разрешили» в 1988 году, ничего сейчас нет устоявшегося, сейчас все такое размытое, на мой взгляд, все наши репортажи на тему православия сейчас грешат однообразностью – храм, люди, священники, подсвечники... Мне лично хочется от этой монотонности уйти, снимать больше про людей, про их внутренние переживания. Поэтому для меня очень важно научиться, повторюсь, журналистской составляющей фильма, научиться писать интересно. И снимать интересно.

– Как правило, авторы редко остаются довольны результатом своей работы, ну, и все-таки, какой из фильмов ты считаешь наиболее удачным?

– Самые теплые воспоминания о съемке оставил фильм про православную гимназию «Ковчег». Это был благотворительный проект, там не было никакой материальной заинтересованности, я был совершенно свободен, и мог посвятить себя фильму целиком. Он, во-первых, снимался в весеннее время, во-вторых, люди очень хорошие встретились, педагоги православные, дети, поэтому он сам по себе такой светлый получился. У меня не было постоянной «задней» мысли – сколько я за это получу. Потом в результате Господь устроил так, что после того, как я снял этот фильм, у меня сразу нашлась работа в краеведческом журнале «Щелково», где я работал режиссером видеоприложения.

– Получил ли ты отклики от других людей, заказчиков?

– С заказчиками сложно, сразу скажу. Человек, вкладывающий деньги, хочет получить прибыль, и это правильно. В принципе, поработав на фрязинском телевидении и в городской газете «Ключъ», я понял, что у нас СМИ убыточные. Как они действуют за рубежом, умудряются приносить доход – я не знаю. Когда снимал последний фильм – «Источник жизни вечной…» – там мне целенаправленно позвонили, меня искали, сделали заказ на этот фильм. В принципе, материал на местные темы очень востребован, люди интересуются своей глубинкой больше, чем жизнью в столицах. Но ведь все возможно! И на местные темы нужно снимать!

Когда люди смотрят мои фильмы, первая реакция – о, как это нужно, как это правильно. Но потом все заканчивается. Так что, пока все идет на моем энтузиазме. Я думаю, рано или поздно это свои плоды принесет. Насколько я знаю, в бизнесе есть принцип «отложенного платежа», или отложенной прибыли. На Западе такого нет, как у нас, что люди хапают сразу и много, как это было в 90-х годах. Шальной бизнес, умудрялись получать 20-ти кратную прибыль. Там все идет планомерно, человек сначала накапливает знания, знакомится, входит в дело, может 10-15 лет уйти на развитие бизнеса, но потом это все будет приносить стабильный доход.

То, чем я занимаюсь – это интеллектуальная технология и надо все просто изучить внимательно, понять для себя. У меня есть переводная книга по монтажу, как это все в Штатах происходит. Там интересно описывается город численностью 50 тысяч жителей, как наш город Фрязино, в нем три студии телевидения, которые конкурируют между собой и зарабатывают деньги.

– Когда мы договаривались об интервью, ты произнес фразу, лучше не спрашивай, как я пришел к вере. Но все-таки, нарушая наш договор, не могу не спросить, почему ты не хочешь говорить об этом, ведь насколько я понимаю, встреча с Богом – это переломный момент в жизни каждого?

– Мне не хотелось говорить какими-то пафосными фразами. Все было достаточно просто. В 20 лет я крестился, походил в церковь, посмотрел «как баран на новые ворота» и на несколько лет перестал. Что там происходит – непонятно. А потом, через 6 лет, все в моей жизни начало рушиться. Работал вроде бы в денежном месте, в материальном плане все было благополучно. А здоровье начало подводить. С 1998 года я начал работать при храме и все мои внутренние проблемы сами собой начали разрешаться, клубок начал распутываться. Я успокоился, начал интересоваться внутренней стороной Богослужения, как все происходит там. Богослужение церковное – это огромный интересный мир!

- Ты работал в патронажной службе Свято-Димитриевского сестричества, ухаживал за тяжело больными людьми. Что вспоминаешь о том периоде жизни?

– Патронажная служба требует огромных финансовых вложений. Прежде всего, там нужна хорошая зарплата работникам. Потому что патронажная служба строится по такому принципу – не на сорок больных одна медсестра, а наоборот, десять медсестер вокруг одного больного. Все это требует оборудования, зарплаты, хорошего технического оснащения, и плюс ко всему там люди перегорают

Даже если человек и держит себя, свои нервы в руках, у него рано или поздно могут начаться какие-нибудь проблемы со здоровьем. А так, внешне, он будет выглядеть спокойным. Там невозможно физически работать долго, годами, как на каком-нибудь заводе. Я вспоминаю: люди там были очень хорошие, готовы были работать за низкую зарплату, но рано или поздно финансовая составляющая прокрадывается. Человек просто физически устает. Ну а в целом, конечно, было интересно. Есть такие профессии, они может и не денежные, но приносят чувство какого-то особого внутреннего удовлетворения. К примеру, медсестра, учитель. Ну вот, снимая фильмы, приблизительно такое же чувство испытываешь. Что это все делается не зря. Что это как-то людям нужно.

- Если позволишь, задам личный вопрос. Расскажи о своей семье, разделяют ли родные твои интересы? Творческому человеку трудно заниматься тем, что ему нравится, не имея поддержки близких.

– Да. Я сразу хочу сказать, что вся моя творческая деятельность держится за счет терпения жены моей, потому что она с совершеннейшим пониманием относится ко всему, ничего мне не говорит, не пилит: приноси деньги давай, а все понимает, что рано или поздно все это свои плоды принесет. Спокойно молится за меня.

– Есть такое выражение, может с церковной точки зрения не совсем корректное: «Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах». Как ты можешь его прокомментировать?

– Выражение очень мудрое. Это действительно так. Нельзя загадывать не то, что на месяц, нельзя даже сегодня с уверенностью сказать: я сделаю то-то и то-то. Что-то обязательно в планах изменится. Что касается планов моих, то я дальше хотел бы снимать и писать. Человек, взявший в руки камеру, никогда ее уже не бросит. Я работал в газете, из-за этого прервался в съемках фильмов на какое-то время, и чувствовал, что чего-то не хватает. И даже, несмотря на тяжелый 2009 год все равно взялся за съемку фильма «Источник жизни вечной…», потому что была внутренняя потребность. В 2010 году я попытаюсь снять еще один фильм, либо на православную тематику, либо про одного нашего фрязинского композитора.

– Что должно произойти, чтобы человек пришел к церкви?

– Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Насколько я знаю, из моих знакомых ни один человек не пришел, когда у него было все благополучно, есть деньги, все здоровы. А вот когда наступает тяжелый момент в жизни, все становятся верующими. Человек не задумывается о том, что жизнь коротка, мимолетна, можно ведь и заболеть, даже бизнесмен самый успешный, и любой самый здоровый "качок" может потерять здоровье по глупости, в аварии, еще как-нибудь…

– Могут ли твои фильмы помочь людям прийти к Церкви? Или ты снимаешь их только для воцерковленных людей?

– Я хотел бы, чтобы любой человек, посмотрев фильм, чем-то в Церкви заинтересовался. На самом деле, научиться писать, снимать интересно – это большой дар. Может, через двадцать-тридцать лет я приближусь к этому.